Целлулоидный воздух или несколько слов об «атмосфере» в кино.

Наверное многие знают, что из себя представляет сценарий. Некоторые, возможно, держали его в руках. Если вкратце, то сценарий к фильму - это достаточно объемное литературное произведение, но совершенно непохожее на обычную книгу. И дело здесь не в технических пометках для режиссера - просто в сценариях обычно описывается ЧТО происходит, но редко уточняется КАК. Это делается специально. Тем самым сценарист оставляет в будущем фильме целую нишу, в рамках которой режиссер может проявить фантазию и творческую индивидуальность.

И не только режиссер, кстати. Ещё актеры, декораторы, гримеры и специалисты по визуальным эффектам.

К примеру, вот типичная строка из выдуманного сценария:

«Джек заходит в комнату. За окном идет дождь».

Это нужно экранизировать. Но... как? Как снять этот отнюдь не насыщенный динамикой эпизод? Причем снять так, чтобы он не показался скучным.

Конечно. Нужно добавить атмосферы.

Если студия снимает фильм ужасов, то декораторы, под назойливое верещание режиссерского рупора, превращают комнату в филиал ада. Дверь, через которую входит главный герой, начинает скрипеть. Сама комната наполняется непроглядным мраком. В углах появляется паутина, а на стенах – грязный кафель. Простенький сценарный «дождь» за окном превращается в инфернальную грозу, а от раскатов грома начинает гнуться и скрипеть ржавая закадровая крыша.

Ну а если не ужастик? Допустим мелодраму? Тогда гроза отменяется, а комната приобретает вполне приличный вид с легким оттенком грусти. Обстановка состаривается, стены обклеиваются светлыми обоями, с непременными пожелтевшими фотографиями в потертых рамках. По углам быстро распихивается мягкая мебель. Начинает играть тихая музыка...

Ну, в общем понятно.

Получается, что в атмосфера заложена не в сценарии. А если и заложена – то на самом общем уровне. Лишь изредка, для создания исключительного эффекта, сценарист может подробно прописать атмосферу. Но таких сценаристов режиссеры не любят. Такие сценаристы отбирают чужой хлеб. Именно так.

Но тогда получается, что атмосфера... это всего лишь декорации?

И да, и нет.

Атмосфера это ещё и музыка, операторская работа, костюмы, монтаж, игра актеров, наконец! Вместе все эти компоненты и рождают ту хрупкую мистическую субстанцию, которую и называют Атмосферой.

А если говорить совсем без пафоса, то атмосфера – это настроение фильма.

То, что останется в голове зрителя, кроме хитросплетений сюжета.

И последнее.

Разумеется понятие «атмосфера» - не только стихия кино. Оно применимо почти ко всем видам искусства – играм, книгам, живописи. Однако именно киношная атмосфера является наиболее фундаментальной, изученной и явной. По крайней мере для большинства любителей развлечений.


По материалам блога "Кинотом" Если Вам понравилась эта статья, то рекомендую ознакомиться ещё с вот этой.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: